Икебана

икебанаУмение создавать цветочные композиции приобрело в Японии права искусства и даже получило специальное название икебана. В переводе это означает: «сохранение цветов во второй жизни». Японцы считают, что срезанные цветы продолжают жить, но только в иной форме.

Каждая женщина этой страны владеет искусством икебана. Его изучают как обязательный предмет в женских школах и колледжах. Это — факультативная дисциплина во всех высших и средних учебных заведениях. Среди наук, которые преподаются в специальных школах для женщин, наряду с домоводством, изучается также икебана.

Некогда композиции, созданные по законам этого искусства, как бы служили копией окружающего пейзажа, перенесенного в комнату. Тут обязательно присутствовали и камни, символизирующие горы, и древесные ветви,— напоминание о лесах, и небольшая водная поверхность — образ моря. Со временем композиции стали символичнее, изысканнее, приобрели более глубокий смысл. Современные школы «икебана» увлекаются яркими красочными сочетаниями, эффектными дополнениями в виде сухих растений, обесцвеченных или окрашенных листьев, включением в букеты перьев, проволоки, стекла и других материалов.

Важнейший принцип икебана состоит в том, что все элементы композиции группируются, образно говоря, вокруг триединства основных компонентов, олицетворяющих небо, землю и человека. Поэтому длина и расположение каждого растения в цветочной композиции строго обусловлены. Самый большой стебель, олицетворяющий небо, как бы зовущий ввысь, равен 1 1/2 высоты сосуда, длина растения, как бы указывающего на человека, составляет 2/3 высоты стебля, который символизирует небо, а длина земного стебля не превышает 2/3 высоты человека. Соответственно: первый стебель (побег или ветвь) должен быть расположен в сосуде под углом 10—15° к вертикали, второй— под углом 45° и третий — 60— 65°. Таким образом, в основе асимметричной гармонии любой композиции икебана всегда лежит разносторонний треугольник, а сама композиция состоит из нечетного количества цветков (1, 3, 5, 7). «Только асимметрия и нечетность — основа красивого»,— говорят японцы.

Безусловно, эти размеры стеблей и углы наклона практически определяются на глаз.
Перед составлением композиции в стиле «икебана» весь цветочный и аранжировочный материал обрабатывается: с цветоносов срезается часть цветков или бутонов, удаляются почти все листья с побега.

Цветок с самым длинным стеблем ставится почти вертикально, с небольшим наклоном назад, слева от него помещают растение с меньшей цветоножкой и наклоняют ее вперед и в сторону, противоположную стеблю неба. Третий цветок слегка наклоняют вперед и в сторону, противоположную «растению людей». Все цветы обычно укрепляют на наколки.
Если мысленно провести линию, соединяющую верхушки цветков, то образовался бы треугольник с неравными сторонами и углами. Поэтому композиция в стиле «икебана» никогда не бывает круглой, а ее элементы не могут быть равны по высоте и располагаться симметрично под углом к какому-нибудь среднему пункту, т. е. вокруг воображаемой оси.

Цветы компонуются с таким расчетом, чтобы на одной стороне их было больше, а на другой — меньше или же. чтобы цветы и ветви одной стороны были тяжелее другой.

Часто композицию создают лишь по одну сторону вазы, а вторую сторону умышленно оставляют пустой. По законам икебана ставить цветы в центре вазы не рекомендуется. Это допускается лишь в композициях торжественного стиля и то при условии, если в расположении и подборе компонентов будет соблюдена асимметрия.

Для композиций икебана важен фон, образуемый чаще всего веточкой и листьями или только листьями (обычно удлиненными). Можно применять с этой целью и извилистые корни.

Ни в коем случае цветы не должны соприкасаться: это мешает их зрительному восприятию. Они ставятся прямо, с поднятыми венчиками. Крупные цветы помещают внизу, легкие, небольшие — над ними. В искусстве икебана предусматриваются и учитываются символические значения компонентов композиции: окраска, состояние и др.

Прошлое в японских композициях обычно передается всецело раскрывшимися цветками или увядшими сухими листьями; настоящее олицетворяют полураспустившиеся растения и живые листья, а будущему соответствуют бутоны или ветки с почками.

Сосудами для композиций в стиле икебана служат круглые или прямоугольные фаянсовые блюда, пластмассовые ванночки, керамические кувшины, цилиндры из дерева, бамбука и металла.

Искусство икебана отличается разнообразием стилей. Еще в древности возник торжественный стиль — сейква. Он требует, чтобы все ветви композиции сходились вместе у основания. Тут даже может быть использована всего лишь одна причудливо изгибающаяся ветвь.

Сейква строго соблюдает триединство и соотношение высоты основных композиционных компонентов. Кроме трех стеблей этот стиль использует и ряд вспомогательных элементов. Но все это должно образовывать в пространстве строго определенные изгибы и углы. Так, если основная линия «небо» плавно направлена в одну сторону, то линия человек обязательно будет меньше ее, наклонена в противоположную сторону и по форме изгиба обычно напоминает латинское «Б». Цветок, олицетворяющий землю, должен находиться у основания композиции и направляться в сторону,— вперед и вправо.

В связи с тем, что многие виды растений (люпин, дельфиниумы) имеют вертикальные побеги, их рекомендуют применять только в нижней части композиции. Чтобы добиться красивых плавных изгибов в необходимую сторону, приходится выбирать очень разветвленные побеги, подрезая их и подвязывая гибкой проволокой. Цветы на линии человек в композиции сейква не должны смотреть вниз, их венчики направляются в небо. Это характерный признак и стилей хейка и морибана.

Некоторая вольность допускается в стиле нангеире или хейка: здесь меньше изгибов, а стороны углов, соединяющих верхушки цветков, могут быть различными. Отдельные компоненты у основания композиции распределяются более свободно, не обязательно сводить их в одну точку. В отличие от композиций торжественного стиля, требующих высоких сосудов, хейка требует более низких сосудов, в которых все растения располагают в одном из углов вазы.

К тому же в стиле хейка используются растения раскидистых и ампельных форм. Углы наклона линии небо по отношению к горизонту могут быть различными. Иногда допускается наклонение стебля вниз на 2/3 прямого угла. Конечно, при условии, что это будет самый лучший цветок или самый удивительный изгиб ветви.

Линии небо и человек в этом стиле компонуются в противоположном направлении; более того, их иногда можно менять местами. Но между ними не должно быть пустого места, его заполняют дополнительными элементами, которые гармонически сочетаются с двумя основными линиями. Стиль хейка допускает даже отклонения от основного правила: сзади высокие части композиции, впереди — низкие, отводя высокой части место в центре.
Для композиции хейка используют не более двух-трех видов растений.

Стиль морибана подобен предыдущему. Он возник значительно позже и испытал на себе влияние европейских школ цветочных композиций. Ему свойственна свобода в увеличении количества растений и в выборе сосудов самых разнообразных форм.

Значительную роль в этих композициях играют добавления — мелкие цветы, мох и т. п. Различные части тут располагаются на плоскости несколько иначе. Линия небо из центра перемещается в левую сторону вазы, ее даже можно скомпоновать на одной наколке с линией человек, а линия «земля» передвигается правее — вперед и имеет свою наколку.
Растения в композициях морибана по высоте не превышают 2/3 диаметра большого круглого сосуда и диагонали сосуда прямоугольной формы.

Наиболее современным является свободный стиль, для которого характерен отход от старых традиций. Приверженцы этого направления ищут новые интересные линии, создают композиции, производящие сильное эмоциональное впечатление. Тут не всегда соблюдаются каноны классической школы — неравносторонний треугольник между верхушками цветов, асимметрия и т. п. Акцент в свободных композициях падает не на классические три компонента, а на два. Но все же тройственность сохраняется в добавочных компонентах.

Существует еще одно направление в создании цветочных композиций. Согласно его правилам линии неба, человека и земли располагаются на периферии круга благодаря использованию асимметричных побегов.

Современный стиль икебана допускает диспропорцию высоты основных элементов композиции. Часто длинные, устремленные вверх стебли и ветви, вопреки традициям, пересекаются поперечными или резкими диагональными линиями. Иногда для декорирования композиционной основы применяют пряморастущие крупные цветы (например, гладиолусы), низко подрезая их и заполняя ими отверстие вазы.
Несмотря на консерватизм традиций икебана, это искусство не избежало модернистских веяний. Под их влиянием древнее искусство медленно перестраивается, ломает традиционные формы, экспериментирует. Создатели абстракционистских композиций, например, отступают от природных образцов, не считаются с их особенностями. Они стремятся прежде всего выразить свое я. С этой целью используются замшелые корни кустарников, птичьи перья, засохшие плоды,— и все это берется в обработанном химическими препаратами виде (обесцвеченное или, наоборот, подкрашенное и покрытое лаком). В качестве вспомогательных материалов применяют стекло, декоративные ткани, пластики, проволоку и др.

Композиции икебана, созданные в ультрасовременном стиле, не имеют ничего общего с цветочными композициями. Этот стиль слишком надуман, оторван от естественности и обречен на умирание.