Композиции из цветов

Композиции из цветовПри художественной композиции цветов одной из главных задач является наиболее полное раскрытие природной красоты самого цветка и создание из них красивых сочетаний.

Красота цветка зависит главным образом от его окраски, формы и размера. Окраска цветка привлекает наше внимание обычно в первую очередь. Поэтому при составлении букетов и других цветочных украшений окраске входящих в их состав цветов должно уделяться особое внимание. Знакомство с основными свойствами красок и их сочетаний для составителя букетов так же необходимо, как и для живописца. Различные сочетания цветов той или иной окраски производят и различное эмоциональное воздействие. Повседневный опыт свидетельствует, что определенные сочетания красок производят на большинство людей благоприятное впечатление, а некоторые сочетания кажутся неприятными, неспокойными.

Лучшие и наиболее приятные сочетания красок мы находим в произведениях известных мастеров живописи. Поэтому тщательное изучение этих произведений может оказать большую помощь и при композиции цветов в букетах.

Наш глаз устроен так, чтобы воспринимать сразу все цвета, составляющие солнечный луч. Если на глаз долго или сильно воздействует лишь один цвет спектра, то глаз устает и сам стремится воспроизвести недостающие цвета. Так, например, если фиксировать внимание на красном пятне, то при длительном его восприятии вокруг этого пятна возникает как бы зеленый ореол, даже если по соседству этого цвета и нет, а если он есть, то зеленый ореол еще более усиливается, так как в этом случае происходит взаимное дополнение: красный цвет выделяет зеленое поле, зеленый выделяет красное поле.

В паре таких противоположных по восприятию красок обычно содержится одна из основных (красная, желтая, синяя) и одна из производных, или дополнительных, красок (оранжевая, зеленая, фиолетовая). Дополнительные, или производные, цвета получаются в результате смешения основных красок: оранжевый — от смешения желтой с красной, зеленый — от смешения желтой с синей, фиолетовый — от смешения красной с синей. Благоприятные сочетания возникают в тех случаях, когда с основной краской сопоставляют дополнительную, не содержащую в своем составе данной основной краски, например красную с зеленой, желтую с фиолетовой, синюю с оранжевой. В этих сочетаниях участвуют все цвета, входящие в состав спектра, и, вероятно, именно поэтому они кажутся нам наиболее приятными.

Прекрасные примеры таких сочетаний мы часто можем наблюдать непосредственно в самих цветках. Чудесные сочетания фиолетового и желтого, синего и оранжевого имеются в цветках анютиных глазок.

Однако сочетание таких двух контрастных красок не производит приятного впечатления, если при их сопоставлении не соблюдено известное равновесие в насыщенности красок и их светосиле. Сочетание золотистых ноготков и темно-фиолетовых астр, казалось бы, должно быть приятным. Однако букет из них недостаточно приятен для глаз из-за блеска и насыщенность окрасок цветков этих двух видов. Если один из этих видов заменить видом, цветки которого имеют более слабую окраску, то букет будет производить лучшее впечатление; например, приятное впечатление производит сочетание ярко-оранжевой тигровой лилии с нежно-голубым дельфиниумом или желтой мимозы с темно-лиловой фиалкой.

Два контрастирующих цвета не создают приятного впечатления и в тех случаях, когда они участвуют в сочетаниях в одинаковых количествах. В этом случае нарушается равновесие между светосилой этих цветов, так как каждый цвет обладает своей особой светосилой, т. е. количеством лучей, посылаемых им в наш глаз с единицы площади.

Наибольшей светосилой обладают желтый, оранжевый, красный цвета, а наименьшей — синий и фиолетовый.

Если краски в букетах взяты в одинаковом количестве, то краска, обладающая большей светосилой, как бы выступает вперед и гармония цветочной композиции нарушается.

Наиболее благоприятные сочетания возникают при сопоставлении красочных масс примерно в следующих соотношениях:

5 желтых и 5 красных
3 желтых и 8 синих
3 желтых и 13 фиолетовых
5 красных и 11 зеленых
3 оранжевых и 8 синих.

От светосилы окраски цветов зависит не только их количественное соотношение, но и место их в той или иной цветочной композиции. Обычно цветы с окраской большой светосилы располагаются в центре композиции, а цветы с окраской меньшей светосилы — внизу и на периферии букета.

Сочетание основных красок (красной, желтой и синей) густых тонов не производит приятного впечатления, а сочетание этих же красок, но более нежных оттенков может быть весьма удачным. Так, желтый и красный цвета в цветке розы составляют приятное сочетание, а собранные вместе желтые и красные георгины создают слишком резкий контраст.

Впечатление от мало согласованных между собой красок можно смягчить путем введения в композицию белой или черной краски. Белый цвет не создает дисгармоничных сочетаний ни с одним цветом. Рядом с белым другие цвета нам кажутся подчеркнутыми и как бы освещенными. Белый цвет особенно хорош в сочетаниях с синим и фиолетовым. Настоящего черного цвета в растениях не встречается. У некоторых растений в цветках или листьях встречается лишь высшая степень концентрации красного с фиолетовым, благодаря чему они нам кажутся почти черными. Например, такой цвет имеют листья растений некоторых сортов периллы, колеуса и цветки отдельных сортов анютиных глазок. Зеленый цвет, находящийся в шкале красок как раз посередине, действует на наш глаз наиболее благоприятно. Зеленая листва различных оттенков улучшает и цветочные композиции.

В цветочных композициях мы обычно имеем дело не с однородной окраской, а с комбинациями окрасок цветка с зелеными листьями и стеблем. Даже сами цветки на разной стадии развития (в бутонах, полураспустившиеся, полностью распустившиеся) имеют разную окраску. Поэтому в цветочных оранжировках приходится больше подмечать и учитывать не какие окраски гармонируют между собой, а какие растения создают наилучшие сочетания. У таких растений, как пеоны, сирень, жасмин, незабудки, фиалки, окраска является наиболее выдающимся декоративным качеством цветка. Поэтому чем больше букет пеонов, сирени или жасмина, тем сильнее впечатление от окраски входящих в его состав цветов. Для того чтобы добиться от таких букетов наиболее сильного красочного эффекта, с растений частично или даже полностью удаляют листья, зеленый цвет которых ослабляет и затушевывает окраску самих цветков. Удаление листьев имеет также и практическое значение, так как при этом уменьшается поверхность испарения, что способствует более продолжительному сохранению свежести срезанных цветов.

У таких растений как орхидеи, кавалерская звезда, ирисы, главным декоративным элементом является форма цветка. Этих цветов в букете не должно быть много, и их необходимо группировать так, чтобы каждый цветок был хорошо виден.

Цветочные букеты и другие аранжировки могут быть монохромными, т. е. состоящими из цветков только одной окраски, или полихромными, т. е. состоящими из цветков нескольких различных окрасок. Самый простой эффект от сочетания красок достигается применением в цветочных группировках цветков различных оттенков одного и того же тона.
В букете, составленном из растений одного вида или сорта, всегда есть цветки различной степени развития: полностью распустившиеся, частично открытые и в бутонах, — обычно отличающиеся друг от друга интенсивностью окраски.

Хорошая гамма оттенков получается при группировке цветков растений одного и того же вида, но разных сортов или разновидностей, например разных сортов белых георгин, или розового душистого горошка, или разных сортов сирени, фиалок, дельфиниумов и т. д.
Прекрасные группировки получаются при создании красочных гамм от темно-фиолетового до светло-сиреневого цвета из «фиалок или анютиных глазок, от коралловых тонов до нежно-розовых из гладиолусов, от оранжевого до бледно-лимонного — из хризантем.

Полихромные группировки цветов с использованием растений различных сортов и окрасок более сложны и требуют при их композиции большой осмотрительности. В таких группировках приобретает большое значение контраст цветков по форме и окраске. Как известно, контрастом называется сопоставление предметов и явлений с противоположными свойствами. Например, малое противопоставляется большому, низкое — высокому, темное — светлому и т. д. Когда такие предметы расположены рядом, свойства каждого из них, благодаря сравнению, выступают значительно рельефнее. Рядом с карликом великан кажется еще выше, чем он есть; рядом с черным предметом белый кажется еще белее. Сопоставление предметов, обладающих противоположными свойствами, художественно лишь в том случае, если оно не переходит известных границ. Контраст очень резок и малохудожественен, если сопоставляются, например, георгин и фиалка, орхидея и ромашка.

В цветочных оранжировках может быть применен контраст окраски, контраст размеров и формы цветков или же контрасты, основанные на всех этих элементах. Хороший контраст образует в темно-лиловом букете фиалок или анютиных глазок несколько цветков тех же растений желтого или оранжевого цвета; нежная тонкая зелень аспарагуса или папоротника хороша с крупными цветками гвоздики. Если контраст тонкий, то и эффект от цветочной группировки получается более изящный; если контраст резкий, то и эффект от группировки получается более грубый.

Композиция цветов во многом зависит от освещения, в частности от того, будет ли рассматриваться данная композиция при дневном или при искусственном освещении. Бледные лавандового оттенка цветки душистого горошка чрезвычайно приятны при дневном свете, а при искусственном освещении они будут казаться почти бесцветными. При искусственном освещении наиболее выигрывают белые, желтые и оранжевые цветки. Теплые цвета, как правило, лучше подходят к искусственному освещению, чем холодные.
Весьма обычной ошибкой при составлении букетов является бессистемное расположение красочных пятен на протяжении всей оранжировки. При такой пестроте уничтожаются наиболее ценные достоинства цветочной оранжировки — ритм и равновесие красок.

Ритм в цветочных группировках обозначает порядковое расположение предметов, например показ через определенные промежутки сходных между собою цветков. Ритм может быть также в расположении веток и листьев, в величине цветков, в их окраске и т. д. Если оранжировка составлена из цветков одного рода, окрашенных от белого или нежно-розового до красного цвета, то ритмическое их расположение, допустим, от самого светлого до самого темного может значительно усилить эффект от всей цветочной оранжировки.

У настурций различных сортов окраска цветков варьирует от желтого через оранжевый до красного цвета.

Расположение этих цветков ритмичными рядами (конечно не строго регулярными) более приятно, чем расположение их случайными пятнами.

Цветочные оранжировки состоят из разнообразных цветков, листьев, веток и стеблей. Каждый из этих предметов привлекает к себе различное внимание. На одних внимание фиксируется на более длительное время, по другим глаз скользит, и они остаются малозаметными.

Наилучшими являются такие группировки, в которых предметы, особо привлекающие наше внимание, расположены в известном равновесии по отношению к центральной оси всей цветочной композиции.

Равновесие внимания к предметам, находящимся на разных сторонах вертикальной оси цветочной композиции, в некоторых случаях может быть достигнуто одинаковым расположением по обеим сторонам этой оси одинаковых предметов. В этих случаях мы будем иметь дело с так называемым симметрическим равновесием. Однако равновесие внимания может быть достигнуто также и посредством расположения по ту и другую сторону оси композиции предметов, хотя и не сходных и неодинаково расположенных, но выбранных, скомпонованных и размещенных так, чтобы они привлекали одинаковое внимание. Такое равновесие называется несимметрическим, или отвлеченным. Например, для уравновешивания нескольких пышных красочных роз иногда требуется целый букет ажурной зелени аспарагуса, папоротника.

При всяких цветочных оранжировках имеет большое значение так называемый центр интереса. Этот центр интереса создается путем помещения в фокусе всей цветочной группировки одного или нескольких наиболее выдающихся по изяществу, оригинальности или величине цветков. Иногда один цветок розы может привлечь почти такое же внимание, как все остальные растения, входящие в состав букета. В букетах такой фокус обычно находится немного выше середины расстояния от дна вазы до самого верхнего цветка букета.

У многих цветков внутренняя часть венчика наиболее интересна: лепестки внутри венчика большей частью интенсивно окрашены и имеют более интересный рисунок, как например у гладиолусов, лилий, водосбора и др. Если такой цветок, благодаря устройству цветоножки, обращен зевом околоцветника вниз {тигровая лилия, наперстянка) , то в цветочной композиции его необходимо поместить в таком месте, где красота внутреннего устройства цветка была бы наиболее заметной. Цветочные композиции с такими цветками лучше всего помещать выше, т. е. поднимать цветок с интересным устройством внутренней части венчика до уровня глаз. Наоборот, растения, цветки которых обращены зевом вверх (маки, крокусы, годеция) или, как у большинства сложноцветных, соцветия распростерты горизонтально (ромашка, хризантема, гайллярдия), наиболее эффектны при рассмотрении их сверху, и поэтому состоящие из таких цветов композиции желательно располагать ниже уровня глаз.

При группировке растений в цветочных оранжировках необходимо принимать во внимание не только красивое сочетание их форм и окрасок, но и приуроченность данных растений к определенным естественным группировкам в природе. Например, едва ли уместно помещать рядом в букете орхидею и ромашку, георгины и колокольчики, ландыш и петунию и т. д.

При всякой оранжировке необходимо помнить, что впечатление от оранжировки в целом более важно, чем впечатление от входящего в нее отдельного цветка. Единство частей является обязательным условием произведений искусства. Соразмерность, пропорциональность и единство частей, составляющих одно целое, являются основным принципом и цветочных группировок. Единство здесь нужно понимать как взаимозависимость и соподчиненность отдельных частей, которые своим единством должны увеличивать впечатление от общего целого. В цветочных оранжировках единство всех частей достигается тогда, когда все они так связаны между собой, что глаз прежде всего охватывает всю группировку целиком. Это достигается большей частью в тех случаях, когда у растений, входящих в группировку, есть что-то общее в окраске, в структуре или форме.

Ваза, в которую поставлен букет, также должна иметь в своих размерах, формах и цвете общие черты с выставляемыми в ней растениями.