Составление букетов

Составление букетовСлово букет происходит, от французского слова bouquet, что означает собранную вместе красивую группу срезанных цветов.
Форма и состав букетов, применяемых для украшения помещений, во многом зависят от архитектурного устройства и меблировки этих помещений. Устанавливая в комнате букет, надо сообразоваться с ее размерами, архитектурным стилем, окраской, количеством света, меблировкой.
Правильно подобранный букет может подчеркнуть характерные черты внутреннего устройства комнаты и красоту находящихся в ней вещей. Благодаря цветам можно обратить внимание на те вещи, которые без них могли бы остаться незамеченными. Так, например, очень украшают темный полированный стол белые цветы жасмина. Белые цветы особенно хороши в комнатах, стены которых окрашены в нежные и светлые тона. В белых, кремовых, бледно-желтых или сероватых комнатах хорошо выглядят синие и сиреневые цветы. Например, в белой комнате очень эффектен букет с цветами гелиотропа. В зеленых, синих и красных комнатах могут быть применены букеты из цветов красных тонов. В менее светлых комнатах и в темных углах комнаты особенно хороши желтые цветы, которые как бы освещают эти места. Расстановка букетов в комнате во многом зависит от назначения комнаты. В столовой стол является центром и должен иметь наилучшие цветочные украшения. В большом зале, гостиной, предназначенных для празднеств, цветы должны быть помещены около стен или высоко на стенах. Это предохранит их от повреждений и даст возможность гостям лучше рассмотреть их. Цветочные украшения обеденного стола, наоборот, должны быть низкими, чтобы гости, сидящие напротив, могли видеть друг друга и свободно вести беседу. Хорошо также, если перед каждым гостем около его прибора в красивой чашке или стакане для вина поставлен букетик или несколько цветков.
Вазы, в которых ставят букеты, должны быть устойчивы и просты по форме. Их размеры, форма и окраска должны соответствовать характеру букета. Цветы, ваза и комната в художественном отношении должны быть тесно связаны друг с другом.
Сосуды для цветов должны быть менее привлекательны, чем содержащиеся в них цветы. Поэтому лучше избегать ярко окрашенных ваз со всевозможной позолотой, с резьбой по стеклу, с картинками или с рельефными цветами в красках. Такие вазы мешают полному восприятию помещенных в них цветов, поскольку на первый план выдвигаются декоративные качества самой вазы. Для подчеркивания естественной красоты цветов лучше всего подходят сосуды тусклых мягких тонов и сосуды из светлого стекла, которые принимают окраску помещенных в них стеблей. Выбор цвета вазы во многом зависит от формы и цвета самих цветов. Например, оранжевые ноготки хороши в черных чашах, гайллярдия — в глиняных горшочках, львиный зев — в серых глиняных или алюминиевых кувшинах и т. д. Форма вазы должна соответствовать форме роста цветов. Если букет высокий и тонкий, то ваза должна иметь такую же форму. Если букет короток и широк, то ваза также должна быть низка и широка. Для длинных высоких соцветий гладиолусов лучше всего подходят высокие вазы цилиндрической формы. Для больших букетов сирени, пеонов, и жасмина необходимы более крупные, более широкие вазы типа кувшина или горшка. Желательно, чтобы форма и рисунок вазы имели некоторые общие черты с помещенными в них растениями. Линии ее формы могут соответствовать линиям стеблей, или же узор вазы может иметь общие черты с узором цветков, или же окраска вазы может соответствовать окраске находящихся в ней цветков.
Вазы для цветов должны быть устойчивы. Для придания вазам большей устойчивости и закрепления цветов в нужном положении иногда часть внутреннего пространства вазы заполняется песком или же в нее вставляется сетка. При этом сетка и песок должны быть всегда хорошо прикрыты зеленью и малозаметны.
Материалом для составления букетов служат ветки и стебли с цветками, листьями или плодами.
Форма и расположение цветков и соцветий на стеблях и ветках растений в значительной мере определяют положение каждого цветка в букете. Цветки, собранные в колосообразные соцветия на прямом и жестком стебле, такие, как у шпорника, аконита, наперстянки, шалфея; гладиолуса, лучше помещать в верхней части букета. Такие соцветия создают в букете вертикальные штрихи, делают верхнюю линию букета прерывистой и хорошо контрастируют с цветками и соцветиями овальной формы.
Крупные цветки округлой или шарообразной формы, такие, как пеоны, цинии, гвоздики, розы, герань и т. д., обычно занимают центральную и нижнюю части букета и придают ему устойчивость. Выбор и количество крупных цветков зависят от размера самого букета. Обычная ошибка при составлении букета заключается в том, что в него стремятся «втиснуть» все цветы, какие только есть в саду в данный момент, вместо того, чтооы выбрать из них лишь те, которые подходят друг к другу. Цветки, сильно наклоненные вниз, например таких растений, как тигровая лилия, лилия мартагон и др., лучше всего помещать в середине букета; они должны совершенно свободно возвышаться и свешиваться над другими цветами.
Висячие, или ампельные, цветки, такие, как у настурции, особенно хороши в самой нижней части букета.
Растения с нежной, тонкой, ажурной листвой и мелкими изящными цветками, например гипсофила, тысячелистник, солянка, спаржа (Азрагадиз), трясунок и другие изящные травы и папоротники, обычно служат фоном для смягчения красок всего букета. Эти растения придают основным цветкам букета особое изящество, Таковы, например, сочетания душистого горошка и гипсофилы, гвоздики и веток спаржи.
Приступая к составлению букета, прежде всего необходимо продумать его общий план, представить себе из каких растений он будет составлен, в каких пропорциях в нем будут участвовать отдельные растения. Все эти вопросы обычно лучше разрешаются тогда, когда весь цветочный материал расположен под руками, так как изобретательность в составлении букета проявляется лучше всего при непосредственном общении с материалом.
Форма букета во многом зависит от моды и значительно видоизменялась на протяжении XIX и XX веков. Так, в старинном букете «Виктория» (первая половина XIX века) цветы располагались концентрическими кругами. Окраски цветов контрастны. Букет окружен кружевной оберткой — портбукетом, Этот букет плотно сжат и представляет собой как бы маленькую цветочную клумбу.
В конце XIX века был в моде односторонний букет «Помпадур».
Форма современного букета обычно вытекает из формы входящих в его состав цветков и соцветий. Если цветки или соцветия широки и плоски, как например у ромашки, то и букет получается более плоской формы. Если же цветки или соцветия более вытянуты в длину, например у гладиолусов, то и сам букет получается длинным и узким. Если составлять букет так, чтобы каждый цветок в нем стоял как бы отдельно и был на виду, то форма букета определится сама собой. Чаще всего букет бывает округлой или пирамидальной формы. В тех случаях, когда букет предназначается для помещения у стены, его можно делать односторонним. При составлении букета обычно стараются, чтобы его середина была плотнее, чем периферийные части и вершина. Для этого в периферийной части букета помещают растения более легкой структуры, чем в его центральной части.
Выбор цветов для букета зависит от времени года.
Букет может быть составлен из цветов одного и того же сорта, из цветов многих сортов одного и того же вида и из цветов многих разновидностей нескольких видов декоративных растений.
Букеты из цветов одного сорта растений обычно составляются из веток и стеблей таких разновидностей, которые продуцируют большое количество красочных цветков. Таковы, например, сирень, жасмин, незабудка, анютины глазки, розы, пеоны. Иногда для придания такому букету большей красочности у растений, помещаемых в букет, обрывают все листья. Этот прием особенно эффективен при составлении букетов из сирени или жасмина.
Хорошие сочетания получаются в букетах, составленных из разных сортов одного и того же вида растений, например букет из различных сортов георгин, букет из сортов душистого горошка, из сортов флокса, гладиолусов, левкоев, роз и т. д. Более сложным является смешанный букет, в состав которого входят многие виды и формы цветочных растений. В этом случае приходится особенно внимательно следить, чтобы весь букет по своим краскам и форме составлял единое целое. Здесь особенно важно помнить, что вся группа в целом более важна, чем какой-либо отдельный входящий в ее состав цветок. При смешанных композициях лучшие сочетания получаются при соединении в букете не больше двух-трех разновидностей цветов.
Как пример таких сочетаний можно назвать следующие:

1) оранжево-красные восточные маки и бледно-сиреневый ирис в вазе из белого стекла;
2) темно-красный восточный мак и белые и синие ирисы в высокой бледно-зеленой матовой глиняной вазе;
3) синие и белые многолетние люпины с темно-золотистыми сортами германского ириса в синей штрихованой вазе;
4) ландыш, желтые сорта дарвинских тюльпанов и каприфоль желательно в светло-голубой вазе;
5) незабудки и кремово-желтые примулы в низкой чаше;
6) розовые сорта дарвинских тюльпанов и белые лилии в высокой черной вазе;
7) светло-голубые анютины глазки и темно-красные маргаритки в плоском сосуде;
8) незабудки и жасмин в белой или желтой вазе;
9) крупные колокольчики, желтые люпины и розоватые ирисы в высокой прозрачной стеклянной вазе;
10) белая лилия и синие сибирские ирисы в высокой прозрачной вазе;
11) калифорнийский мак и василек в белой или синей вазе из майолики;
12) ландыш и белые и темно-фиолетовые фиалки в низкой глиняной чаше;
13) гайллярдия и оранжево-желтый дороникум в глиняном необлитом кувшине;
14) канареечно-желтый левкой, гелиотроп и синие однолетние люпины в темно-зеленой глиняной вазе;
15) белые колокольчики и темно-синие дельфиниумы в зеленой вазе;
16) нежно-розовые розы и гелиотроп в серебряном бокале;
17) желтая настурция и резеда в глиняной чаше;
18) красный однолетний мак Ширли, темно-синие однолетние дельфиниумы и розовая годеция в черной круглой вазе;
19) белые цветы спиреи и розовый дельфиниум в прозрачной высокой вазе;
20) белый левкой, голубые дельфиниумы и лимоино-желтые георгины в черной вазе;
21) белые гладиолусы и бронзово-красные цинии в белой вазе;
22) белая лилия и голубой дельфиниум в высокой темносиней вазе.

Поздней осенью, когда цветов мало, для составления букетов можно использовать ветви с плодами многих кустарников. Для этих целей наиболее пригодны ягоды рябины, разных видов шиповника, боярышников, кизильников, барбариса, магонии, бирючины, снежника и других кустарников. К ним можно прибавить несколько веток с более крупными плодами декоративных яблонь, груш, винограда.
Из Южной Франции в Англию для цветочных оран-жировок и главным образом для осенних букетов из ягод и листьев ежегодно вывозится много гроздьев с плодами китайской веерной пальмы и пальмы низкой. Черные блестящие плоды этих пальм собраны в громадные гроздья, формой очень напоминающие гроздья винограда. Отдельные плоды этих пальм достигают размера крупной горошины и очень тверды. Крупные гроздья этих плодов очень красивы в больших тяжелых вазах и могут стоять в них очень долго, не теряя своих декоративных качеств.
На Черноморском побережье Кавказа оба вида этих пальм широко распространены в культуре и обильно плодоносят. Их плоды могли бы быть пересылаемы в более северные районы Советского Союза для декоративных целей.
Осенние букеты лучше всего выглядят в глиняных сосудах. Сосуды для них часто заполняют влажным песком, с помощью которого можно закрепить отягощенные плодами ветки в нужном положении.
Все сказанное выше о составлении букетов относится как к букетам в вазах, так и к букетам, предназначенным для преподношения. Но при изготовлении последних, кроме всего, необходимо учитывать, что букет должен быть не слишком тяжел, прочно и красиво связан и удобен для рук. Чтобы букет был более прочным и для закрепления каждого цветка в определенном положении, при составлении букетов иногда применяется проволока, к которой прикрепляется каждый цветок. Прикрепление цветка к проволоке имеет целью заменить короткий и часто очень толстый естественный стебель более прочным и тонким проволочным. Проволока нужна также и в тех случаях, когда венчик цветка слабо держится и быстро опадает, что часто наблюдается у камелий, роз, гвоздик. Способы прикрепления цветков и стеблей к проволоке изображены на рис. 10. Конец проволоки пропускают сквозь стебель или цветоножку, прокалывая ее на расстоянии двух-трех сантиметров от конца. Пропущенный через цветоножку конец проволоки загибают так, чтобы проволока прилегала к цветоножке, после чего длинным концом проволоки делают вокруг цветоножки два или три оборота. При прикреплении роз короткий конец проволоки втыкают в основание чашечки цветка примерно на глубину пяти миллиметров, длинный же конец обвивают вокруг цветоножки. Укрепленный таким образом цветок розы никогда не обламывается около чашечки. Для прикрепления цветов применяется мягкая проволока толщиною от 0.2 до 1,5 миллиметров. После того, как цветы и зелень скреплены проволокой, их начинают постепенно связывать в букет. Так как все цветы прикреплены к проволоке, то это значительно облегчает возможность придать отдельным цветкам требуемое положение, а всему букету желаемую форму.